Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  


  • Расписание паломнических поездок на МАРТ 2020
  • ПОЛОЖЕНИЕ О ФИЛОФЕЕВСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ 2020 г.
  • ПРОГРАММА мероприятий по подготовке празднования 400-летия образования Сибирской епархии в 2020 году
  • ПОЛОЖЕНИЕ О ЕПАРХИАЛЬНОМ КОНКУРСЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «МОЯ ЕПАРХИЯ»
  • ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
  • Конкурс детского рисунка «Святая, многодетная семья в истории Сибири»
  • ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ на 2019 год
  • Проповедь духовника Киевской духовной академии и семинарии - архим. Маркелла (Павука), в прошлом преподавателя Тобольской духовной семинарии, 19 июля 2020 г.
  • «Белка». Размышления над басней Крылова
  • НЕБЕСНЫЙ УКОР
  • Казачество - опора государства Российского
  • Может ли Бог создать камень, который Сам не сможет поднять? Размышления на слова «и не введи нас во искушение», а также о том, нуждается ли Бог в оправдании, и о «хуле на Духа Святаго»
  • Доклад на пленарном заседании научной конференции «К Великой Победе. Казачество в Великой Отечественной войне 1941 – 1945» в г. Москве в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
  • Читайте в январском номере журнала Православный просветитель!
  • Доклад на конференции в Ужгороде (Украина), 6 ноября 2019 г. Аскетические взгляды святителя Филофея
  • Страшное злодейство
  • Слово архимандрита Маркелла (Павука), духовника Киевских духовных школ.
  • Сообщение об итогах работы Церковно-общественного движения «Общее дело» по утверждению и сохранению трезвости в Тюменской области за 2018 год
  • «ТРИДЦАТЬ ЛЕТ НА НИВЕ ГОСПОДНЕЙ»



  • ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930

       


    Наши баннеры
    Печатные издания Тобольcкой митрополии
    Религия и СМИ
    Яндекс.Метрика

    город Ялуторовск.
    Сретенский собор
    Новости

    сторию православных храмов в городе Ялуторовске следует отсчитывать с начала XVIII века. Первая церковь была встроена в острожную стену. Время ее возникновения, по мнению историков, – 1701 год. Но это достаточно условная дата, так как ученые ссылаются на чертеж в книге С.У. Ремезова, где за 1701 годом показан только этот храм. В то же время с самого начала основания Ялуторовской слободы потребность в храме была очевидна. Поэтому историки не исключают, что первая церковь возникла еще в XVII в. Каменное строительство в Ялуторовске было представлено Сретенским собором.

    Возведение каменного храма на месте старого деревянного, по всей видимости, началось на рубеже 60-70-х годов XVIII века. Полностью его строительство закончилось в 1837 году. В 1837 году в соборе служили торжественный молебен в честь наследника российского престола, Великого князя Александра Николаевича (будущего царя Александра II), который путешествовал по Сибири вместе со своим воспитателем, поэтом В. Жуковским. В апреле 1877 года под сводами храма стояли известные путешественники Альфред Брем и Отто Финш, издавшие после возвращения в Германию большой исторический труд, где рассказано и о посещении Ялуторовска.

    Выдающимся произведением церковного искусства считался нетрадиционный иконостас Сретенского собора, выполненный, как предполагают исследователи, лучшими мастерами Москвы и Санкт-Петербурга в стиле барокко. Высота его составляла 11,3 метра. Иконы располагались в три яруса. Настенная живопись и иконы верхнего яруса иконостаса были выполнены в западноевропейской манере. В целом иконостас верхнего яруса не имел аналогов на территории Тобольской епархии. К собору были приписаны две церкви, четыре часовни и четыре молитвенных дома.

    Время не щадит и камень. Построенный в конце XVIII – начале XIX века, к началу XX века собор сильно обветшал. Сохранилась переписка с императорской Археологической комиссией о постановке собора на учет как «памятника старины, замечательного по архитектуре». Тревога по поводу состояния Сретенского собора появилась еще в 1903 году, когда Епископ Тобольский и Сибирский Антоний при осмотре заметил трещины в сводах и арках трапезной нижнего храма. Им было дано распоряжение о техническом осмотре храма и принятии мер к ремонту. Сумма ремонта была определена в 6 000 рублей. Собрать их предполагалось путем пожертвований. Собор был закрыт с 1908 года. Ремонт проходил медленно, и храм был капитально отремонтирован лишь перед Первой мировой войной в 1913-1914 годах, после чего служба в нем была возобновлена.

    В приходе Сретенского собора действовали учебные заведения: городская школа Министерства народного просвещения, приходское училище и образцовая школа при учительской семинарии в деревне Мыс (открыта в 1904 году), приходские школы в деревнях Томиловой и Коктюль (открыты в 1913 году), сельское училище в д. Криволукской (открыто в 1909 году).

    В конце 20-х годов прошлого века органы власти приняли решение о закрытии собора. Храм был закрыт, иконы вынесены, иконостас разрушен. В помещении устроили молодежный клуб, в котором собирались первые комсомольцы Ялуторовска. По воспоминаниям одной из участниц тех собраний, получавшей в стенах храма в 1930 году комсомольский билет, стены были забелены до той высоты, на которую могла дотянуться рука: «Сидим на собрании, а на нас смотрят лики святых».

    В 1931 году собор взорвали. Старожилы утверждают, что из его прочных конструкций потом построили Дом культуры и баню, а остатками строительного мусора замостили улицы. В 1990 году археологи из ТГУ под руководством научного сотрудника археологической лаборатории ТГУ В. Галкина провели на месте собора раскопки. Удалось обнаружить частично сохранившийся фундамент, остатки северного придела, 10 захоронений и язык от колокола весом более 100 килограммов и длиной 1,3 метра. Тогда и возникла мысль о восстановлении храма. Такая цель была поставлена в мероприятиях по подготовке к 350-летию со дня основания острога и слободы (эта крупная дата отмечалась в 2009 году).

    Для реализации планов по воссозданию утраченного Сретенского собора в городе, а также в целях воспитания духовности, патриотизма, возрождения лучших отечественных традиций благотворительности и меценатства общественность города Ялуторовска решила создать городской Попечительский совет. В его состав вошли представители органов местного самоуправления, предпринимательских и финансовых кругов, общественных и религиозных объединений. Глава города В.Д. Зимнев дал согласие возглавить Попечительский совет, в который вошел настоятель Успенско-Никольского храма иерей Георгий Санников.

    Благодаря совместной работе администрации города в лице главы города Владимира Дмитриевича Зимнева и Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия удалось выйти на продуктивный диалог с администрацией области. Епархии и городу было поручено подготовить техническое задание. Процесс возрождения Сретенского собора начался.

    26 августа 2003 года в городе произошло знаменательное событие: был установлен закладной камень на территории разрушенного Сретенского собора с текстом: «Бог благословит на месте сем возродить Сретенский собор. Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. 26.08.2003 г.».

    15 октября 2006 года Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием было освящено место под строительство собора.

    К моменту освящения начала строительства проведена большая работа по возрождению собора: установлена часовня в честь Сретенского собора (2000 год), именем собора названа центральная историческая площадь города – Сретенская площадь (2003 год), установлен Закладной камень на территории Сретенского собора (2003 год).

    9 октября 2006 года настоятелем Успенс­ко-Никольского храма священником Георгием была освящена первая свая в основание строительства собора.

    В мае-июне 2007 года, в День славянской письменности и культуры и в праздник Святой Троицы, состоялись Крестные ходы вокруг поднимающихся из небытия стен Сретенского собора.

    В алтарную часть собора был заложен камень, привезенный главой города Владимиром Дмитриевичем Зимневым со святой земли Иерусалима.

    Радостное событие произошло 9 июня 2007 года, когда долгожданный груз – колокола – прибыли в город, чтобы занять свое место на звоннице возрождающегося собора. Самый большой из них весит 3 тонны 400 кг, высота – 1 метр 73 см. Всего 13 колоколов.

    16 сентября 2008 года Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий в ходе рабочей поездки посетил Ялуторовск и ознакомился с ходом строительства Сретенского собора.

    На Светлую Пасхальную Седмицу 2009 года Высокопреосвященнейший Димитрий вновь посетил город Ялуторовск. После Пасхальных торжеств на праздничном концерте в Ялуторовской православной гимназии Владыка Димитрий вручил главе Ялуторовска В.Д. Зимневу орден святого благоверного князя Даниила Московского за заслуги в деле духовного возрождения города.

    8 июня 2009 года Ялуторовск встречал участников Славянского хода. В Сретенском соборе прошла первая Божественная литургия, которую возглавил Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. 23 июля 2009 года тюменская фирма «Вертикаль» установила главный крест на центральный купол храма. Настоятель Успенско-Никольского храма иерей Георгий Санников совершил чин освящения креста перед проведением монтажных работ.

    24 октября 2009 года в Ялуторовске произошло событие, которое станет заметной вехой в 350-летней истории города: во весь голос зазвучали колокола Сретенского кафед­рального собора. Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий вознес благодарственную молитву, после которой поблагодарил власти, областных и городских строителей ЗАО «Загрос» и горожан за вклад в возрождение величественного храма – главного духовного символа Ялуторовска, символа веры, надежды и упования.

    ЯЛУТОРОВСКИЙ ОСТРОГ

    Колонизация северо-западной Сибири в XVI–XVII вв. сопровождалась созданием на наиболее важных направлениях сети стратегических пунктов – городов и острогов. Строительство оборонительных поселений было обусловлено постоянной угрозой нападения со стороны кочевавших по Тоболу и Ишиму народов – киргизов, калмыков. Таким образом, в 1659 году на слиянии рек Тобола и Исети образовался острог Ялуторовск, а потом и слобода. С двух сторон острог охраняла река, с третьей – озеро Чать, а с четвертой протянут был двойной ров. Все сооружение жестко связывали угловые башни. Острог был деревянный. Первыми жителями острога были казаки-годовальщики. Постепенно Ялуторовская слобода заселялась и крестьянами.

    Со временем острог был разрушен. Спустя много лет он был восстановлен к 350-летию города.

    Адрес:
    627030,
    Тюменская обл.,
    г.Ялуторовск,
    ул.Красноармейская, 57
    тел. (235) 3-09-63

    Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
    Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


    © Издательско-информационный отдел
    Тобольской митрополии
    2007–2020 гг.

    редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
    администратор- Андрей Добрынин
    новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
    e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
       (с пометкой "для сайта митрополии")
    телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



    Банковские реквизиты:



    Поиск в православном
    интернете:
    ИСКОМОЕ.ru


    Для быстрого перехода


    еркала

    Каждый новорожденный являет собой новое отображение Бога, чуть затемненное грехом непослушания. Эта небольшая тень на душе новорожденного суть его различные дурные наклонности. Ибо грех непослушания Богу выражается другими грехами, дурными привычками, пороками и страстями. Эта малая тень на душе каждого новорожденного суть некая склонность ко злу. Поскольку же число этих наклонностей велико, то многочисленны и драматические ситуации в жизни человека.
    Но Бог милостив к каждому человеку. Зная недуг каждой души, Он ставит ее в такое положение, в котором она могла бы скорее исцелиться, а тень, покрывающая ее, замениться светом.
    Если эта тень - гордость, Господь помещает новорожденную душу в скромные жизненные условия, чтобы душа научилась смирению и избавилась от угрожающей ей гордости.
    Если эта тень - себялюбие, Господь поставит такую душу в положение, в котором ей будет легче жертвовать собой для блага других, будь то большая семья, общество или отечество.
    Если душа склонна к отчаянию, Господь поместит ее в центр самой напряженной работы, где у нее не будт времени предаваться своей страсти.
    Душа, больная склонностью к плотской похоти, окажется там, где она не сможет развивать свой порок.
    Вот почему часто кажется, что все как бы находятся не на своем месте, что торговец больше похож на полицейского, а полицейский - на торговца, что монах - на офицера и офицер - на монаха, что слуга - на царя и наоборот.
    Но независимо от положения, в которое Бог ставит души, он неусыпно следит за каждой, готовый прийти на помощь со Своими благодатными лекарствами. Чем в более тяжелом положении оказывается человек, тем обильнее благодатная помощь Божия.
    Когда же люди дают волю своему недовольству тем положением, которое определил им Бог, тогда они повторяют грех Адама - грех непослушания. И тогда страсть, с наклонностью к которой они рождены, начинает бурно развиваться и овладевать человеком. В той мере, в которой растет человеческая страсть, человек начинает уподобляться воплощению этой страсти в природе - кошке, собаке, волку, лисице... Если же страсть целиком захватит человека, то он превзойдет ее образ в природе. Человек-кошка становится эгоистичней кошки, человек-собака похотливее собаки, человек-волк безжалостнее волка, человек-лисица хитрее лисицы…
    Говорю тебе это не для того, чтобы ты просто знал, но чтобы испытал себя и нашел в себе страсть, с которой рожден, для того, чтобы понял, как и в какой мере своим непослушанием Богу ты допустил ей овладеть тобой. Ибо, когда пробъет последний час и скрытая маской плоти душа обнажится, тогда она откроется в облике того зверя, которого ты воспитал в ней.
                                                                                                                                                                                                                           

    Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.