Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  
  • Целитель от Бога
  • Проповедь протоиерея Иоанна Восторгова на прославлении митрополита Иоанна Тобольского вечером 9 июня 1916 г. после всенощного бдения и крестного хода с мощами святителя
  • МОЛИТВЕННИК ДОБРЫЙ
  • КРОТКИЙ СТРАДАЛЕЦ ИЗ БОЯРСКОГО РОДА
  • ЛУЧИК ПРОБИЛСЯ (к 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского
  • ВОЗВРАЩЕНИЕ ГИЛЕВСКИХ КОЛОКОЛОВ /По материалам журнала «Православный просветитель» №122/
  • «Фигура Ермака в исторической судьбе России и сибирских народов»
  • Епископ Калачинский и Муромцевский Петр: «Пандемия — бич Божий по грехам нашим»
  • Счастливая звездочка. Рождественский рассказ (маленький, детский, но с рисунками :)
  • Тобольскiя епархiальныя ведомости. № 12. 16-го iюня 1911 г. Отдел неоффицiальный
  • Проповедь духовника Киевской духовной академии и семинарии - архим. Маркелла (Павука), в прошлом преподавателя Тобольской духовной семинарии, 19 июля 2020 г.
  • «Белка». Размышления над басней Крылова
  •  

    Наши баннеры
    Печатные издания Тобольcкой митрополии
    Религия и СМИ
    Яндекс.Метрика

    Город Тюмень.
    Храм во имя святого Николая Чудотворца
    Новости

    мая 2004 года в Восточном микрорайоне г.Тюмени было освящено место и установлен Поклонный крест, табличка на котором извещала о начале строительства храма в честь Святителя Николая Мир Ликийских чудотворца.

    Инициатива выстроить новую церковь появилась у Александра Гавриловича Журуна. Поводом послужила старинная икона, которую А.Г. Журун привез в 1975 году из села Скородум Упоровского района как память о бабушке. На черной доске невозможно было рассмотреть изображения. Спустя 15 лет чудесным образом икона начала обновляться. Когда стало понятно, что на ней изображен любимый святой Николай Чудотворец, Александр Гаврилович передал икону в часовню поселка Мыс, население которого он представлял, будучи депутатом Тюменской городской Думы в 2000-2003 гг. С тех пор мысль о строительстве храма, посвященного Николаю Чудотворцу, не покидала его.

    Понимание и поддержку своему начинанию А.Г. Журун нашел у председателя Тюменской городской Думы Сергея Михайловича Медведева. В марте-апреле 2004 года было собрано три тысячи подписей жителей Восточного микрорайона с просьбой о предоставлении места под строительство храма.

    Для организации строительства 11 февраля 2005 была зарегистрирована местная православная религиозная организация «Приход Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца». Старостой прихода избрали А.Г. Журуна, подполковника МЧС.

    Вскоре нашлось небольшое помещение в здании бывшего ЖЭУ – 22 (ныне ООО «Универсал»), возглавляемого А.В. Григорьевым. Его работники приютили членов приходского совета без малого на четыре года и до самого окончания строительства оказывали посильную помощь.

    25 марта 2005 года был создан попечительский Совет по организации строительства храма, который возглавил председатель Тюменской городской Думы С.М. Медведев. Перед началом строительства глава Ленинского административного округа Н.А.Болотин помог организовать расчистку строительной площадки.

    Для решения вопросов финансового обеспечения строительства приходским Советом, по благословению, было принято решение о создании «Книги вечной памяти благотворителей храма» и изготовлении именных свидетельств о внесении пожертвования на приобретение кирпича для строящегося храма. Началось долговременное и плодотворное сотрудничество с ООО «Тираж», возглавляемым Валентином Ивановичем Сусловым, которое продолжается и в настоящее время.

    Одной из первых организаций, заключившей договор о сотрудничестве в строительстве, стало ОАО «Тюменьэнергобанк». Воплотить мечты приходского Совета о красивом храме помог коллектив «СибСпецСтройРеставрация» (генеральный директор, он же главный архитектор проекта - В.А. Силантьев).

    Нашлись добровольные помощники, которые стали работать с комплектами именных свидетельств за пределами прихода: в организациях, где работают, в домах, где проживают, среди своих родных и близких. Это Е.Н. Романова, Г.Е. Решетникова, А.М. Боровская, В. Шаполова, А.А. Калугина, В.Г. Алекшина, Л. Борисова, Л. Долгова, Г. Морозова, В. Кукарская, Д. Сыщенко.

    Эти люди взяли на себя часть забот о сборе средств на строительство храма. Неоценимый вклад в распространение комплектов свидетельств внесла Т.Н. Тепышева. Вместе с А.Г. Журуном она стояла у истоков организации приходского Совета и сбора средств на строительство храма.

    В мае 2006 г. вышел первый номер газеты «Никольский листок» ко Дню празднования памяти Николая Чудотворца со всей необходимой информацией. Эту небольшого формата газету читали не только в Тюмени, но и во многих городах области, что помогло сбору средств на строительство храма. Значительный процент жертвователей составляли прихожане тюменских храмов и монастырей. Пожертвования свои они вносили в знак благодарности за помощь и покровительство почитаемого и любимого русского святого. Были постоянные жертвователи, вносившие разные суммы в течение всего строительства. Часто это были люди скромного достатка. Каждый вносил лепту по силам.

    Не удивлялись в приходе, что люди приезжали издалека, с других концов Тюмени: из района Дома Обороны, из Тарман, Антипино, Лесобазы, Червишево. Нередки были случаи, когда приходили в приход жители других городов, в основном, приезжающие навестить родственников в Тюмени: из Москвы, Ялуторовска, Нового Уренгоя, Сочи, Игрима, Советского, Урая. Некоторые из них брали целые комплекты, чтобы распространить свидетельства в своих городах. В городе Омске на строительство храма Николая Чудотворца под руководством Г.В. Степановой, В.Ф. Вершининой и др. было собрано в общей сложности около 170 тыс. руб.

    600 имен жителей г. Лангепаса занесены в «Книгу памяти» благотворителей Свято-Никольского храма. Прихожане храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» вместе с настоятелем отцом Валерием Басакиным организовали благотворительный концерт детских коллективов, воспитанников Воскресной школы.

    О.Н. Куликовская-Романова, посетившая Тюмень в 2006 г. с выставкой художественных работ Великой княгини Ольги Александровны Романовой, также внесла свою лепту в строительство. Многие не сообщали своей фамилии. Так, некто Станислав оплатил счета на 2 вагона кирпичей и вагон цемента. Этого цемента хватило, чтобы выстроить цокольный этаж здания храма. Строительство нового тюменского храма было поистине народным.

    И все-таки, несмотря на массовый сбор средств, вряд ли он был бы выстроен так быстро, если бы не предприятие ЗАО «СК Промжелдортранс-Тюмень» во главе с генеральными директором Владимиром Петровичем Саломатиным. Предприятие стало генеральным подрядчиком строительства и главным его благотворителем.

    28 июля 2006 г., накануне празднования Дня города, наместник Тюменского Свято-Троицкого монастыря архимандрит Тихон (Бобов) совершил чин освящения места под строительство храма во имя Николая Чудотворца. В основание храма были заложены освященные камни, привезенные из Ганиной Ямы – места убиения царской семьи, высыпана горстка песочка, привезенного из древнего города Миры, архиепископом которого был святитель Николай во время своего земного жития.

    Строительство Свято-Никольского храма стало особенным событием в жизни ОАО «Промжелдортранс-Тюмень». «Мы строим храм по решению всего коллектива, – сказал В.П. Саломатин. – От чистого сердца, от всей души. Так, как относились к этому наши предки».

    20 октября 2007 года строящийся храм посетил Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Владыка сделал приходу подарок – благословил поместить в нише над входом в церковь мозаичную икону Николая Чудотворца, которая ранее находилась в Тобольске.

    В храме святителя Николая, в возведении которого есть заслуга тюменских пожарных, находится большая икона Божией Матери «Неопалимая купина». Пожертвовал средства для написания иконы Г.И. Соловьев, бывший офицер пожарной охраны. Еще двое бывших офицеров пожарной охраны – Ф.А. Бодалов и О.Г. Овчинников – внесли свои пожертвования на кирпичи, оплатили заказ на изготовление самого большого колокола для колокольни храма от своих семей.

    Ростовые иконы Святителя Николая и Валаамской Божией Матери написаны художником Николаем Ивановичем Сидоровым. С 2008 г. года начался сбор средств на самую главную и дорогостоящую часть строительства – возведение куполов, крестов и изготовление кровли. Личный состав подразделений ГУ МЧС России не только юга Тюменской области, но и Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов и дирекция Уральской горнометаллургической компании «Сталь» под руководством А.М. Полянского приняли активное участие в строительстве. Тендер на производство этих работ выиграл коллектив ЗАО «Вертикаль» г. Трехгорный Челябинской области. Специалисты предприятия с февраля месяца приступили к работе, не дожидаясь полной оплаты стоимости работ. Ко Дню города в 2008 году работы по возведению куполов и кровли были завершены. На возведение купола было выписано 6,5 тысяч именных свидетельств.

    Помогали в строительстве храма и другие предприятия. Объединение «Тюменские моторостроители» (генеральный директор В.Г. Кульчихин) приобрело оборудование для электроснабжения храма. Староста А.Г. Журун обратился к руководителям пожарных отрядов городов области с просьбой о помощи в оплате работ по изготовлению окон, и поддержка была оказана. ЗАО НПК «Сибпромэлектроника» во главе с генеральным директором Ж.Н. Гришко изготовило и установило двери в цокольном этаже здания.

    Двери для верхнего этажа изготовил и установил коллектив, возглавляемый С.В. Котовым. Коллектив ООО «Энергия-З» (генеральный директор А.В. Торгашов) принял решение благотворительно осуществить работы по их монтажу. ООО «Эдика» изготовило оконные блоки, которые стали еще одним украшением храма. Специалисты фирмы «ЭКО-Т» разработали и осуществили работы по монтажу системы вентиляции здания храма.

    Одновременно шли работы по внутренней и внешней отделке храма. Коллективы, возглавляемые А.Е. Манджиевым и А.Д. Амлянцем, трудились с душой с утра до позднего вечера. ООО «Гранитстрой» (руководитель Олег Яковлевич Булгаков) качественно, красиво и в короткие сроки по благотворительной цене выполнил работы по изготовлению полов храма. Серьезные вложения сделало ООО «ТюменНИИГипрогаз» (генеральный директор Г.В. Крылов).

    Приняли участие в сборе средств на строительство храма и представители украинской, белорусской, грузинской и армянской диаспор Тюмени.

    Заместитель председателя попечительского совета С.В. Роженцев, генеральный директор ООО «Деловой мир», избранный в 2008 году депутатом городской Думы, постоянно оказывал и материальную, и моральную помощь. Он сделал строительство храма, который находится на территории его избирательного округа, предметом своей постоянной заботы и внимания.

    Обустроенный и ухоженный вид приобрела территория храма благодаря стараниям фирм «Зеленый мир» и «Радуга улиц» (генеральный директор Т.К. Беланчук).

    27 июля 2008 года в День празднования 422-летия города Тюмени и 1020-летия Крещения Руси был отслужен первый водосвятный молебен, освящен иконостас в новопостроенном храме во имя Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. Над Восточным микрорайоном в первый раз зазвучали церковные колокола, извещающие о действующем храме и приглашающие на службу в нем.

    При храме работает библиотека и просфорная.


    Часы работы храма:

    Понедельник - пятница

    - с 09.00 до 19.00 часов.

    Суббота

    - с 09.00 до 20.00 часов.

    Воскресенье

    - с 08.00 до 19.00 часов.

    Постоянные богослужения:

    ВОСКРЕСЕНЬЕ

    15:00 – Акафист Божией Матери

    ЧЕТВЕРГ

    18:00 – Акафист святителю Николаю-Чудотворцу



    Расписание занятий Воскресной школы для детей:

    Младшая группа

    – суббота,

    в 11-00 ч.

    Средняя группа

    – воскресенье,

    в 13-00 ч.

    Занятия Церковно-Приходской школы для взрослых проводятся в среду в 18-00 ч.

    Праздничные Богослужения проходят согласно дополнительному расписанию.



    Адрес:
    Россия, 625000, г.Тюмень, ул.Моторостроителей, 1а
    Телефон-факс храма:
    37-28-00
    E-Mail:
    svt-nikolay.hram@mail.ru
    Сайт:
    http://hram.mt72.ru/
    Духовенство прихода:

    Протоиерей отец Ростислав Петров

    Диакон Виталий Петров
    Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
    Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
    ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


    © Издательско-информационный отдел
    Тобольской митрополии
    2007–2025 гг.

    редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
    администратор- Андрей Добрынин
    новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
    e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
       (с пометкой "для сайта митрополии")
    телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



    Банковские реквизиты:
    Русская Православная Церковь Тобольско-Тюменская епархия
    Местная Православная религиозная организация
    Прихода Святителя Николая архиепископа
    Мир Ликийских чудотворца
    ИНН 7203156711
    КПП 720301001
    ОГРН 1057200000395
    Кор. счет 30101810800000000651,
    БИК 047102651
    Тюменское городское ОСБ № 29 Западно-Сибирский банк Сбербанка РФ г.Тюмень
    Р/с 40703810767100036146



    Поиск в православном
    интернете:
    ИСКОМОЕ.ru


    Для быстрого перехода


    вятой князь Владимир – креститель Руси

    Сегодня у наших русских братьев праздник - день прославления великого святого, отошедшего ко Господу 917 лет назад.
    Этот русский праздник можно считать и национальным, и церковным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором в течение почти тысячи лет воздвигался храм русского Православия, росло и укреплялось русское национальное самосознание, русская государственность и русская культура.
    Думаю, что все южные славяне, а сербы особенно, сердцем и душой должны участвовать в этом празднике наших русских братьев. Ибо наша совесть заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Должен может быть человек человеку. Но и народ может быть должен народу. Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его.
    Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, - это слова Христа.
    Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
    Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего - разве это не стремление к Царству Небесному? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию?. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово! Этот новый косовский завет открывает новую духовную глубину славян. Если кто-то в мире может и должен это осознать, то это - сербы.
    Выбор, подобный этому, выбор подвига ради Царства Небесного, то есть того, что мир считает безумием, в русской истории совершался не однажды и не только в наши дни. Это длительный исторический процесс, пронизывающий всю историю России, от святого князя Владимира и до сего дня.
    Первым этот выбор, вместе со своим народом, сделал князь Владимир; он направил ход русской истории в духовном направлении. Вместе с народом, говорю я, ибо и до него были те, кто искал Небесного Царства: это и бабушка самого Князя, святая равноапостольная княгиня Ольга, киевские первомученики Феодор и Иоанн и другие. Но Владимир первый пошел путем креста вместе со всем своим народом. Конечно, этот выбор не мог быть им сделан без великой внутренней борьбы, гораздо более сильной, чем у князя Лазаря и последнего русского царя Николая II. Ведь им, как крещеным, уже по-христиански воспитанным людям, необходимо было решить: идти ли до конца по уже известному им пути христианства, христианской жертвы и стоять ли на нем до конца. В то время как язычнику князю Владимиру, отец которого носил прозвище "дикий вепрь", необходимо было решиться на совершенно новый, на Руси неведомый и непроторенный путь. И вот князь, прежде не отказывавший себе ни в одном из земных удовольствий, наперсник разврата, мстительный и кровожадный, вдруг должен был духовно умереть и возродиться новым человеком, с новой душой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее (Мф. 10, 39). Я считаю, что решение пойти на смерть духовную может быть труднее и требует большего мужества, чем решение пойти на смерть физическую. Ибо та смерть, на которую решился тогда еще распутный князь, означала многократную, повседневную смерть, по слову апостола Павла: Я каждый день умираю.., братия (1 Кор. 15, 31).
    Принимая христианство, Владимир понимал, что выбирает самое трудное из трех предложенных ему вероисповеданий. По летописным свидетельствам мы знаем, что он долго испытывал свой выбор, прежде чем решился на него, видя, что христианство означает путь Креста, следование за Христом, а значит необходимо прежде всего расстаться со своим недостойным прошлым, ветошью старых привычек, с ветхим, плотским человеком. Князь понимал, что недостаточно будет просто сбросить с киевского холма статую Перуна и утопить его в Днепре, но что и он сам, и каждый из последовавших за ним должны будут выбросить идолов из своих душ. А идолы славянские, увы! Как и любые другие идолы, они были плодом фантазий, ничтожествами с громкими именами, земными богами, бессловесными агентами земного царства, обещавшим и людям земное обманчивое царство, привязывая этим людские души к земле. Славянское идолопоклонство, центр которого находился в Киеве, было одним из самых диких в Европе. Язычник князь Владимир являлся типичным представителем язычества тех времен, славяне-язычники - беспощадная стая грабителей, захватчиков, чревоугодников, разрушителей, заживо сжигавших вдов, приносивших в жертву своим идолам младенцев. Они приводили в ужас развитые народы того времени, особенно самое цивилизованное из них - Византию.
    Славяне-язычники с особенным вожделением разрушали то, что не созидали, и грабили, то, что было сработано чужим трудом. Какая сила в мире могла из этой свирепой орды сотворить народ духовный, святой, облагородить его, преобразить, переродить? Сила веры Христовой - вот та единственная сила, которая смогла совершить это чудо. Она из Владимира-волка соделала Владимира-ягненка. Недавний сластолюбец и охотник до женской красоты, распустил свой "гарем" и стал жить целомудренно; чревоугодник и любитель возлияний стал поститься, вплоть до изнеможения, он, когда-то насмехавшийся над исламом, запрещающим вино и свинину! Некогда жестокий, князь начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню, утешая больных. В прошлом любитель ночных оргий, весельчак, он стал проводить ночи в слезных молитвах и поклонах, в размышлении о суде Божием, о спасении души. Не знавший стыда, Владимир стал стыдливее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, милостивого самарянина. Одним словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела! Чудо, куда большее, чем превращение гусеницы в бабочку!
    Говорят, что при гробе святого Владимира не было явлено ни одного чуда. Но не сотворил ли сей избранник Божий при жизни своей великое чудо над самим собой? Все чудеса, которые творят святые: исцеления от болезней, очищение от страстей, пороков, изгнание бесов, воскрешения умерших - все это совершил святой Владимир над собой самим. Если бы от его гроба стали проистекать чудеса, люди могли бы не просто считать его святым, но обожествить его. Переворот, совершившийся в душе князя Владимира, явился таким чудом, которое никак нельзя объяснить только человеческими усилиями: оно было бы невозможно без помощи благодати Божией.
    Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно. Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства - исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное - обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда - личного преображения - стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: "Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?"
    "Владимир Красно Солнышко" - так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира - святые страстотерпцы - князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
    Следовательно, Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась "красным солнышком" среди народов. И можем мы вокликнуть: "Народ русский - красно солнышко!"
    Сейчас, оглядываясь на жизнь русского народа после принятия им христианства, мы увидим, что на протяжении всей своей истории он шел путем, на который вывел его пример и дух Владимира-крестителя. Одно поколение сменялось другим, миллионы сменялись миллионами, сораспинаясь Христу на Кресте, принесенном на Русь святым князем Владимиром. И жатва Христова становилась все больше, все обильнее. Были в русской духовной истории и отступления, застои, колебания, были остановки в ожидании отставших, немощных, заблудших, как это бывает на всяком пути. Но, главное, река русской народной истории текла в заданном направлении, иногда быстрее, иногда медленнее, порой едва заметно, и непонятно было, вперед ли она течет или назад.
    Многие знают о необычном психическом явлении, когда в минуту смертельной опасности человек, способен увидеть, как бы заново пересмотреть всю свою жизнь, с самого детства и до момента опасности. Я верю, что в нынешние жестокие времена, постигшие русский народ, хоть у кого-нибудь из русских возникнет перед глазами такая картина прошлого - от момента Крещения до наших дней. И мы, если бы попытались проанализировать и понять этот невиданный хаос, царящий ныне в России, мы многое поняли бы в русском прошлом за последние девять веков. Мы бы увидели русскую жизнь предельно ясно. Мы увидели бы шесть периодов русской истории, начиная со святого Владимира и Крещения и доныне, но близок и седьмой… Тут само собой рождается сравнение этих периодов с семью Таинствами Христовыми.
    Первый период - период Владимира - соответствует Таинству Святого Крещения; он краток, но значение его огромно в силу совершенного им в жизни русского народа переворота, вступления народа на новый путь к новой цели.
    Второй период вырастает из первого и продолжается до установления монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от последствий язычества и укреплялся на крестном пути. В каждой русской душе должно было совершится чудо преображения, на каждой душе должна была таинственным образом появиться печать Царства Небесного. А Таинство Миропомазания и означает утверждение в вере с помощью дара Духа Святаго.
    Третий период протекал уже во времена монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Святого Покаяния. Накопившиеся во времена вольготной жизни грехи необходимо было, словно пыль, стряхнуть с души народа жгучим ветром рабства. Как Русь под монголами, так и Балканы под турками!
    Замедлившую свой бег реку жизни нужно было поместить в каменное русло, на возвышенность, чтобы течение ее ускорилось, а она сама стала прозрачнее и чище. Находясь в рабстве, народ молчит, вспоминает о прошлом и кается. Душеполезность рабства сказалась в том, что главной целью русской истории, некогда определенной святым Владимиром, раз и навсегда стало очищение души от земного и стремление к святости и Царству Небесному.
    Четвертый период - с момента освобождения от монголо-татарского ига до царствования Петра I. Освобождение началось с Куликовской битвы, происходившей за девять лет до битвы Косовской (принесшей рабство сербскому народу). Этот светлый период освобождения русских можно сравнить с Таинством Брака. Народная душа, очистившаяся страданием, обручается и полностью предается своему Небесному Жениху. На Русской земле воцаряется Христос. Русь, словно небо звездами, украшается святынями и святыми. Радость о Христе наполняет всех, от царя и патриарха до бездомного скитальца. Словом, вот он, пир свадебный, соединение народа с Богом!
    Пятый период - от правления Петра до мировой войны. Он соответствует Святому Таинству Елеоосвящения. В этот период интеллигенция ослаблена, в ней нет единства, происходят шатания. Она покидает Россию с ларцом русских добродетелей, а возвращается с ворохом иностранных заблуждений. Возникает смятение. В среде образованных людей идут раздоры, жестокие споры - не о пустяках, а о сути, о святой программе князя Владимира. Все больше открывается духовных ран, гной из которых отравляет и городское, и сельское население. Но сельская Церковь еще хранит чистоту невесты Христовой; в городе же она все больше напоминает сиделку, у которой не хватает сил на всех больных. Число отпадающих от Церкви, а значит, склонившихся к царству земному напоминает эпидемию. Когда-то сброшенный в реку Перун, а с ним и все семейство идолов-"утопленников" поднимают головы из Днепра. Река русской духовной жизни замутняется, замедляет свое течение, но река эта глубока, а глубина ее - миллионы верующих душ русского народа.
    Шестой период начинается от первой мировой войны, точнее от мученической смерти царя-страстотерпца Николая II, и продолжается доныне. Господь попустил князю мира сего властвовать над Святой Русью, попустил до времени совершаться не Своей воле, но воле безбожников, отвергающих Царство Небесное, ищущих лишь земного. Языческий, "довладимирский" дух воцарился на Руси. Этот мрачный, злобный дух торопится увести реку русской жизни от Солнца Правды - Христа - и вновь спрятать ее под землю. Но русский народ причащается Святых Тайн Христовых. Никогда еще, быть может, он не соединялся с возлюбленным Христом так искренно, как сейчас, когда неверные кощунствуют, стремясь осквернить лик Христов. Никогда еще Кровь Спасителя не была так желанна, как теперь, когда она под запретом, когда путь к ней так труден. О сладчайшая Кровь Христова, как несказанно сладка ты стала для тех сыновей и дочерей России, чьей кровью и слезами в это страшное время причащается Русская земля!
    А завтра настанет седьмой период русской истории - Святое Таинство Рукоположения. На многострадальный род Владимиров прольется новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов, красным солнышком среди племен земных.
    Итак, история принявшей крещение Руси макрокосмически представляет собой душевную драму самого святого Владимира, так же как святой Владимир, микрокосмически, представляет собой всю историю крестившейся, ставшей Святой Руси.
    Посмотрим теперь на положение в сегодняшнем мире. Он ожесточился и огрубел, на нем кровь мировой войны. Не в одном святом нуждается он теперь: одного слишком мало. Он нуждается в целом священном, святом народе. И народ этот должен снова, в наши дни, пройти через муки внутренней брани Владимира для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному. Он снова должен быть бит и очищен от греха, так же как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем страданий и слез, чтобы умягчиться, облагородиться, об!ожиться. Мир ждет такого народа. Какой же народ будет им? Тот народ, о котором сегодняшний мир и сказать ничего определенного не может, хотя и говорят о нем на всех континентах. Это - народ судьбы мира, из которого Промысл Божий месит лучший хлеб для духовной трапезы всей изголодавшейся земли.
    Сегодня русский народ разделен на мучеников и мучителей. И те, и другие мучаются безгранично. И мы желаем спасения и тем, и другим. Этим подвигом мученичества народ русский готовится сказать то "новое слово", о котором писал Достоевский. Первым Крещением водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Это случилось тогда, когда православная вера, которую поддерживала Византия, совсем было истощилась, но не от собственного бессилия, а от бессилия человеческого; когда, с другой стороны, политизированная вера Запада - вино, смешанное с водой, - боролась с князьями мира сего за царства земные. Христианство было на смертном одре, истинные христиане - в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, несметное неведомое племя на помощь истинной вере. Это была Русь святого Владимира. Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно крепки, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру; когда, с другой стороны, самое закоснелое язычество по всей земле под разными именами, поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и через него всему человечеству. Призывает на помощь таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес.
    Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.
    Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.
    Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: "Русь наша, мученица наша, красно солнышко!", так же как и весь народ русский непрестанно, и в этот день особенно, возглашает: "Владимир Красно Солнышко!".
    Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь!
    Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!
                                                                                                                                                                                                                           

    Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.